Киев
облачно с прояснениями
+10 °C
Пробки:
5 баллов
[supsystic-slider id=1 position="center"]

Эмилия Курило, юрист Axon Partners подготовила для AIN.UA большой материал о том, как изменится регулирования таксистов в Украине и объясняет, что такое патенты, когда не нужны лицензии и там с проверкам.

В автопарков больше не будет риска скрытых трудовых отношений, у провайдеров информационных услуг больше не будет ответственности, а у всех нас будет новый таксистичний вокабуляр.

4 августа Министерство инфраструктуры опубликовало для обсуждения Проект Закона «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно урегулирования деятельности по предоставлению услуг по внутренним перевозкам пассажиров на такси и легковыми автомобилями на заказ».
Проект призван совершить революцию в автомобильном перевозке и превратить Украину в такси-френдли страну.

словарный запас
Таксист на легковом автомобиле – автомобильный индивидуальный перевозчик легковыми автомобилями на заказ. Это может быть ФЛП или физическое лицо, которые перевозят пассажиров и их багаж легковыми автомобилями.

Таксист – автомобильный индивидуальный перевозчик на такси. Им может быть только ФЛП, который перевозит пассажиров и их багаж любым видом автотранспорта.

Служба такси с легковыми автомобилями – автомобильный перевозчик легковыми автомобилями на заказ. Может быть юридическое лицо или ФЛП, которые перевозят пассажиров и их багаж легковыми автомобилями.

Служба такси – автомобильный перевозчик на такси. Может быть только юридическое лицо или ФЛП, которые перевозят пассажиров и их багаж любым видом автотранспорта.

Провайдером информационных услуг по организации перевозок на такси и (или) легковыми автомобилями на заказ (a.k.a Uber, Bolt, Uklon, BlaBlaCar) может быть юрлицо или ФЛП, предоставляющих информационные услуги по организации перевозок.

ФОТ и юридическим лицам нужно будет включиться в реестр перевозчиков, таксисту-физическому лицу дополнительно к включению в Реестр оплатить патент, а провайдеру – быть включенным в реестр провайдеров.

Каждому таксисту по патенту
По подсчетам Министерства инфраструктуры в такси занято около 220 000 человек (кажется, большая часть из них стоят на выходе из Борисполя) и 98% из них вообще никак не оформлены, то есть не имеют ФЛП, не говоря уже о трудоустройстве.

Министерство предлагает вывести этих свободолюбивых и не склонных платить налоги граждан из тени путем введения патентов.

Идея такова. Физические лица смогут заниматься перевозками без регистрации ФЛП только на основании патента. Порог входа в бизнес минимальный:

2500 грн в год для таксистов на электрокарах,
5000 грн в год для таксистов на других авто.

Министерство инфраструктуры предусмотрело в проекте также опцию для офисного планктона, который надо «просто месяц перебиться» – за 437 грн можно будет приобрести патент на один месяц. Для менеджера среднего звена на электрокаре – около 218 грн.

Эти патенты могут звучать дико, потому что их отменили прежде, а вместо них появились легендарные ФОТ. Но легендарные ФЛП имеют легендарную проблему – многие ФЛП имеют риск быть переквалифицировано в работников. То есть, пока FedEx, Uber и другие рубятся насмерть против американских и европейских профсоюзов и регуляторов, скромное украинское Министерство инфраструктуры придумало идеальное регулирования.

Но есть проблема. Деятельность таксистов является предпринимательством. Пусть это и не лучший пример entrepreneurship DNA, о котором учат на TED, но в понимании Хозяйственного кодекса Украины – это вполне предпринимательская деятельность, то есть деятельность на свой страх и риск. А физическое лицо может заниматься предпринимательством лишь как ФЛП, или создав юридическое лицо. Получается, что если инициативу Министерства инфраструктуры примет парламент, то таксисты будут по сути выведены из-под регулирования кодекса. Это больше буквоедство, конечно, просто подумалось, что со временем таксистов можно вывести также из-под конституции, например, предоставив им статус патрициев и привилегированное избирательное право.

Кому не нужен патент
Физическим лицам, которые перевозят пассажиров легковым авто для собственных нужд (подбросить бабушку до следующей остановки).
Физическим лицам для совместных поездок легковым авто (карпулинг).

Когда не нужен патент:
отсутствует цель получения прибыли, то есть перевозки происходит бесплатно или на условиях совместного распределения расходов на осуществление такой.
поездка осуществляется водителем для собственных нужд по определенному им маршруту.
легковой автомобиль принадлежит водителю на законном основании (право собственности, пользования).

То есть, если утром по дороге на работу вы подвезли несколько человек в метро и каждый из них вскинулся по 20 гривен, то патент не требуется. Если же работы у вас нет, вы просто катались по городу с философским выражением лица без особой цели и подвезли людей к метро за деньги, то патент вам нужен. Особенно, если вы подвозите авторейдера под прикрытием (об этом ниже).

Забыть о лицензии на перевозки
Перевозки пассажиров и багажа сейчас является лицензированным видом деятельности (п.27 ч.1 ст. 7 Закона Украины «О лицензировании видов хозяйственной деятельности»). Перевозчик лицензии обязан отвечать и соблюдать лицензионных требований и закона о лицензировании. Среди них требования к самому транспорта и к водителям, требования по инструктажей, медицинских осмотров и режима работа-отдых для водителей, о страховании и многое другое.

В случае принятия этого проекта соблюдение лицензионных требований по перевозкам для таксистов и служб такси не будет обязательным. Поэтому, если увидите таксиста, работает сорок второй час подряд без сна и перерыва на шаурму, не обращайте внимания, так нельзя.

Наконец – информационные сервисы организации перевозки
Это самая интересная часть проекта. Теперь информационные сервисы могут выдохнуть с облегчением. По этому проекту провайдер информационных услуг не несет ответственность за:

своевременность подачи автомобиля пассажиру;
«Я не заказывала жигули, е»;
надлежащее предоставление услуг таксистом;
достоверность информации о потребности в услугах перед таксистом (п.12 проект).

За что же отвечает провайдер информационных услуг, пока не понятно. Похоже, что отвечать он будет только за то, что сам себе напишет в публичной оферте, словом, чистое либертарианство.

рейдовая проверка
Проверять транспортные средства будут не рейдеры, как вы могли подумать, а Государственная служба Украины по безопасности на транспорте.

Проект не содержит положений о необходимости заблаговременно предупреждать о такой рейдовая проверка, а сама природа проверки не очень укладывается с положениями закона «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности».

Но как в лучших традициях украинского рейдерства, рейдовая проверка может происходить без предупреждения. Если этот проект станет законом, работа таксиста станет похожей на контрразведывательной деятельности, ведь перевирчи могут работать под прикрытием, а таксист без патента должен будет их как-то разоблачать.

Если бы индустрию такси не апгрейднулы различные убери и поклоны, то вряд ли мы бы здесь на AIN.UA обсуждали изменения в какого-то закона об автомобильных перевозках, согласитесь. Но все же апгрейднулы, поэтому пришло время апгрейднуты и закон; добавить ему немного либертарианства, так сказать. Выразить свои мысли о проекте закона можно прямо здесь. Срок на обсуждение проекта завершается 4 сентября. Простите, что так поздно сообщила

Оставить комментарий